smerchenko (smerchenko) wrote,
smerchenko
smerchenko

"На пятьдесят оттенков темнее": фильм, который делает зрителю больно

"На пятьдесят оттенков темнее" — вторая экранизации романов Э.Л. Джеймс. Два года назад Анастейша Стил пришла на интервью с Кристианом Греем, миллиардером, плейбоем и БДСМ-доминантом. Интервью прошло успешно — Грей предложил девушке контракт. Чёрным по белому: секс, насилие и подчинение в обмен на деньги и его общество. Стил контракт подписала, но через полтора часа экранного времени, отшлёпанная и оскорблённая, навсегда уехала из пентхауса на лифте. Это все важные события первого фильма серии под названием "Пятьдесят оттенков серого".



Во второй картине Грей возвращается, просит дать ему второй шанс и обещает навсегда завязать с пагубной привычкой бить женщин плётками. Анастейша прикидывает варианты, например воздыхателя Хосе со взглядом голодного щенка. И соглашается. Попытка, опрометчиво думает она, не пытка. Чуть позже окажется, что помимо плёток дома у Кристиана есть, к примеру, вагинальные шарики, гарантирующие фильму ровно одну забавную и ровно одну действительно сексуальную сцену.

"На пятьдесят оттенков темнее" смотрится легче, чем оригинал, но записывать это на счёт создателей ни в коем случае нельзя. Пропал эффект неожиданности — паузами по 15 секунд между бессмысленными репликами теперь не удивить. Даже те, кто сопротивлялся, зарекался и артачился, посмотрели оригинал и поняли, с чем именно имеют дело.



На бесчисленных курсах молодых сценаристов учат пестовать свой текст до блеска. Выкидывать лишние сцены и реплики, если в них никак не продвигается сюжет, следить за тем, как раскрываются персонажи, держать темп, перечитывать, вырезать, ещё раз перечитывать и ещё вырезать. Иногда складывается впечатление, что идеальный сценарий — это тот, из которого удалили абсолютно всё, оставив страницы нетронутыми.

Создателей "На пятьдесят оттенков темнее" все эти советы по сценарному мастерству коснулись примерно никак. Сюжет многомиллионого блокбастера двигается раненой гусеницей и время от времени сворачивается и умирает. В ответственной сцене фильма между героями происходит обмен репликами:

— Что?

— Ничего.

Больше в этой сцене никто ничего не говорит. Существуют мастерские во ВГИКе, в которых за такие диалоги выгоняют из аудитории и дают направление сочинять сценарии для дневных теледрам про полицейских.

Первую часть часто сравнивали с дорогой рекламой средств для бритья: стерильные комнаты, холодные цвета и пустые герои. Сиквел не отстаёт: каждый план рассчитан с линейкой, каждая декорация вымыта с хлоркой. В мире фильма царит безжизненность: здесь нет ни грязи, ни пыли, ни пота. Даже побитая и облитая в одной сцене краской машина главной героини выглядит как экспонат из музея современного искусства, а не объект вандализма.



Герои — античные статуи, вылепленные по образу и подобию самих себя. На лице Дакоты Джонсон навечно застыло выражение напуганной косули. Джейми Дорнан смотрит сквозь хищный прищур. В мире фильма могут происходить любые события — ни один мускул на их лице никогда не дрогнет.

Сюжет тоже ненастоящий. События в фильме подчинены больной и сложной логике, которая доступна только его создателям. В кульминации фильма Грей пропадает без вести после крушения личного вертолёта. Герои собираются вместе и показательно горюют ровно пять минут, после чего из телевизора сообщают, что миллиардер чудесным образом найден. В ту же секунду он врывается в дверь и начинает фальшиво обниматься с родственниками. Сюжет, расстановка героев или их отношения не меняются за эти пять минут совершенно никаким образом. За такие вещи в мастерских ВГИКа, наверное, сжигают заживо.



Да и секс, посмотреть который зрители странным образом собрались в тесные кинозалы, выглядит не как секс, а как его реклама — дорогая и выхолощенная. Оператор выбирает самые целомудренные ракурсы, три из четырёх постельных сцен заканчиваются в миссионерской позе, а когда Грей требует от партнёрши кончить, монтажёр милосердно прерывает сцену и переносит зрителей в следующее утро. Для первого фильма студия, работавшая над спецэффектами "Годзиллы" и "Малефисенты", рисовала Дакоте Джонсон лобковые волосы на компьютере — своих у актрисы не было. В финальной сцене первого фильма шлёпали дублёршу. Если и есть фильм, более далёкий от понятия "сексуальность", то это, наверное, "Чужой".

Судя по сборам первых дней, у "На пятьдесят оттенков темнее" с кассой всё будет хорошо. У его соперников — не очень. Сейчас в прокате сильно недобирают фильмы, вышедшие в один день с "Оттенками". Например, "Джон Уик — 2", в котором Киану Ривз играет наёмного убийцу по кличке Баба-Яга и убивает людей карандашами. Или мультфильм про Бэтмена, в котором все герои и декорации сделаны из конструктора Lego. У обоих лент оценки ровно в десять раз лучше "Оттенков", и это не преувеличение. С учётом этого будущее кино выглядит намного темнее, чем нам обещают прогнозы. Ровно на пятьдесят оттенков.

Tags: на пятьдесят оттенков темнее
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo smerchenko март 5, 2015 12:34
Buy for 20 tokens
Здесь вы можете разместить свою запись
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments