Как проходят суды в США, Европе и многих других странах? Особенно, если речь идет о массовых убийствах, или громких делах? С максимальной оглаской и под контролем простых граждан.
Спору нет, тот же Голливуд обычно показывает приукрашенные кадры. На них мы видим судей с каменными лицами, лощеных адвокатов в дорогих костюмах, которые толкают пламенные речи, защищая своих клиентов, и простых граждан в зале суда, которые возмущены вынесенным вердиктом, или, напротив, искренне рады тому решению, которое принял судья. Но даже если стряхнуть с этой картинки излишний штатовский пафос, факт остается фактом: общество «там», «у них» не остается в стороне от правосудия, а «глас народа» имеет ощутимый вес.
Хороший тому пример – прошлогодний громкий судебный процесс в США. Его фигурантом оказался 50-летний врач-онколог Фарид Фат, который ставил заведомо ложные диагнозы здоровым людям, и прописывал им дорогостоящее лечение. Причем нередко пациентам назначался курс химиотерапии, в результате чего многие попросту не выжили.
Несложно догадаться, чем закончился бы суд над Фаридом у нас. Залог, оправдание, нехватка доказательств – все это рано или поздно позволило бы обвиняемому выйти на свободу.
Однако в Америке случай получил невероятно большую огласку, а на судебных заседаниях по делу «кровавого врача» присутствовали сотни людей, которые брали здание суда буквально штурмом, требуя справедливого вердикта. В итоге онколог был приговорен к 45 годам тюрьмы, и даже сознался в совершенных преступлениях.
Что же в Украине? Мы, с одной стороны, возмущены грязью и коррупцией в судебной системе. Но, с другой, фактически развязываем руки нечистоплотным судьям, которые свято верят в свою безнаказанность, и вершат то самое «кривосудие», которое провоцирует негодование украинского общества. Однако, на что мы способны, кроме громких высказываний и изобличающих речей?
Например, хоть кто-то из нас попытался воспрепятствовать или публично возмутиться, когда Печерский суд Киева в декабре 2015 года отпустил под домашний арест Дениса Полищука – одного из подозреваемых в убийстве журналиста Олеся Бузины? И когда несколькими месяцами позже этот же суд отказался продлевать меру пресечения для второго подозреваемого Андрея Медведько, согласившись освободить его от браслета слежения?
Это же касается и так называемого дела «Небесной Сотни», по которому обвиняемыми проходят несколько экс-беркутовцев. Невзирая на то, что этот процесс напрямую касается каждого из нас, большинство украинцев в него даже не вникают. Более того, очень многие сограждане искренне верят в навязанную СМИ версию о том, что Сергей Зиниченко и Павел Аброськин действительно расстреливали активистов. Хотя у следствия вот уже два года нет ни одного веского доказательства их вины, а судьи каждый раз придумывают, буквально за уши притягивают новые причины для того, чтобы оставить подозреваемых под стражей.
Конечно, можно возлагать очень много надежд на судебную реформу, на «перезагрузку» системы, на приход «новых» людей с незапятнанной репутацией. Но все это, увы, лишь отговорки и оправдания нашего бездействия.
Пока общество будет проявлять безучастность и откровенную социальную импотенцию, правосудие в Украине не сможет войти в русло законности и объективности. Так может быть, пришло время нам всем открыть глаза и стряхнуть с себя безразличие?
Источник
Journal information